СМИ о нас

21 Ноября 2015 / Эксперт

Безвозвратные автокредиты

Россияне все реже берут автокредиты, просрочка по ним растет. «Плохие кредиты» - результат либеральной политики банков прошлых лет, когда займы выдавались всем без разбору
Доля автокредитов от общего числа проданных автомобилей на российском рынке достигла в 2014 году максимально низкого уровня за последние 4 года, просроченная задолженность продолжает свой рост, - говорится в исследовании компании "Секвойя кредит консолидейшн».
Рынок кредитования физических лиц (без учета ипотеки) с начала текущего года показывает непрерывное снижение темпов роста. Так, по данным ЦБ, на 1 октября 2014 года банки выдали населению 11,07 триллиона рублей, что является минимальным показателем роста кредитного портфеля с посткризисного времени – всего +17% за год.
РЕКЛАМА
Такие же тенденции наблюдаются и на рынке автокредитования. С января по октябрь 2014 года банки выдали не более 675 тысяч автокредитов, что на 15% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Доля автокредитов снизилась на 25% и на данный момент составляет не более 38% от общего числа проданных автомобилей  (в 2013  году она была на уровне 50%, в 2012 году – 45%, в 2011 году – 40%). Таким образом, показатель опустился на уровень минимума за 4 последних года.
В денежном выражении объем займов на покупку автомобилей, полученных россиянами за первые 10 месяцев текущего года, сократился на 10% до 369,2 миллиарда рублей.
«Если макроэкономическая ситуация в стране в ближайшее время существенным образом не изменится в положительную сторону, то можно прогнозировать, что доля кредитных автомобилей продолжит снижаться и уже в 2015 году этот  показатель опустится до отметки 30-35%», - считают аналитики компании.
По мнению специалистов «Секвойя кредит консолидейшн», на сложившуюся ситуацию повлиял ряд объективных причин.
Во-первых, в прошлом 2013 году, в отличие от нынешнего, действовала программа Минпромторга по стимулированию продаж автомобилей в кредит. Согласно этой программе, покупатели получали существенную скидку к процентной ставке. В 2014 году эта программа прекратила свое действие, что повлияло на статистику по автокредитам.
Во-вторых, на рынке автопродаж в течение последних месяцев наблюдается заметное перераспределение интересов потенциальных покупателей в сторону подержанных автомобилей.  Многие россияне вообще приняли решение отложить на неопределенный срок приобретение нового автомобиля в пользу вложения в покупку недвижимости, а также формирования сбережений.
В-третьих, банки на фоне общей закредитованности населения и роста уровня просроченной задолженности по платежам повысили ставки и на автокредиты, а также увеличили первоначальные взносы - в среднем процент по кредитным программам вырос на 2-3%, а ставка первоначального взноса повысилась на 10%. Все это снижает привлекательность автокредитования в глазах потенциальных заемщиков.
Авторы исследования подчеркивют, что сейчас банки как никогда озабочены своими финансовыми показателями, поэтому в отличие от предыдущих лет кредиты на покупку автомобиля они выдают более осторожно, внимательно оценивая заемщика и стараясь минимизировать свои риски. Кроме того, кредиторы в разы повысили свои требования к кредитной истории заемщика и его финансовому положению.
Также стоит отметить, что сегмент кредитования автомобилей изначально подразумевает залог (в качестве которого непосредственно выступает сам автомобиль), однако в отличие, например, от квартиры, машина теряет в цене каждый месяц и при реализации предмета залога в случае дефолта заемщика кредитор получит максимум 50-60% от суммы ранее выданного кредита, что делает данный сегмент кредитования менее привлекательным для банка с точки зрения его надежности.
Средний размер автокредита составляет сегодня  в среднем 546,9 тысячи рублей, что на 11% больше, чем годом ранее. Основная причина – рост стоимости самих автомобилей, особенно это касается машин иностранного производства. Средневзвешенная цена легковых автомобилей в России выросла с начала года на более чем 9% до 990 тысяч рублей (в 2013 году – 900 тысяч рублей, в 2012 году – 848,85 тысячи рублей), что является рекордным показателем за всю историю наблюдения за авторынком.
Однако, несмотря на то, что рынок автокредитования замедлил свой рост, просроченная задолженность в данном сегменте продолжает увеличиваться. На 1 ноября 2014 года просрочка составила 56,73 миллиарда рублей, рост с начала года – более 35%. По итогам года данный показатель может составить около 59 миллиардов рублей, что будет означать ее годовой прирост в размере 40,4%. Это рекордное увеличение за последние 3 года – в период 2012-2013 г.г. ежегодный рост не превышал 25%.
Значительный рост демонстрирует и средний размер задолженности в данном сегменте: в 2012 году – 226,4 тысячи рублей, в 2013 году – около 323,1 тысячи рублей, в 2014 году –385,97 тысячи рублей. Данная динамика связана с увеличением роста ставок кредитования в России – в среднем они сейчас составляют 16% (в 2013 – 13%),  а также с ростом цен на сами автомобили.
Увеличение просроченной задолженности связано с рядом факторов: ухудшение финансового положения населения (реально располагаемые доходы населения выросли за год всего на 0,6% при росте инфляции 8%). Очевидно, что при текущем уровне закредитованности заемщикам все сложнее соблюдать платежную дисциплину (средний показатель по стране составляет 1,7 кредита на должника (в прошлом году 1,4), максимальный – 17-20 просроченных кредитов разным банкам у одного заемщика). Увеличилась и доля граждан, обслуживающих одновременно несколько кредитов; также выросла доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (сегодня показатель DTI (отношение долга к доходам) порой достигает 45% (критическим считается показатель в 50%).

http://expert.ru/2014/11/21/bezvozvratnyie-avtokredityi/?ny

Назад к списку публикаций