СМИ о нас

7 Февраля 2013 / Известия

Коллекторы начинают платить за информацию о должниках

Коллекторы начинают платить за информацию о должниках

Откликнувшись на объявление и предоставив информацию об активах компании-должника, можно заработать несколько тысяч долларов

По информации «Известий», российские коллекторы осваивают новый способ увеличить эффективность сбора долгов. Они решили собирать недостающую информацию о должниках через объявления в деловых газетах, в интернете и на уличных билбордах. Откликнувшиеся информаторы могут рассчитывать на вознаграждение до 100 тыс. рублей. Пока таким образом коллекторы планируют собирать сведения о должниках-юрлицах.
Первыми на рынке пробуют новый способ два коллекторских агентства — Объединенная факторинговая коллекторская компания и Центр развития коллекторства. Кроме того, как сообщили первопроходцы, интерес к методике проявляют еще несколько игроков.
В Объединенной факторинговой коллекторской компании и Центре развития коллекторства «Известиям» рассказали, что суть нового способа работы с корпоративными должниками сводится к следующему. Если у коллекторов не хватает информации о должниках (индивидуальных предпринимателях/компаниях), они размещают специальное объявление с просьбой за определенное вознаграждение предоставить недостающие сведения. Речь, например, может идти о том, в каком банке обслуживается должник, сколько у него открыто счетов, каков его фактический адрес (в случае его отсутствия по юридическому), какие активы, о которых неизвестно кредиторам, есть у должника.
Как пояснил «Известиям» гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин, объявления будут размещаться в деловой прессе, в интернете и на билбордах. Полученные сведения будут использоваться для дальнейших обращений взыскателей долгов в правоохранительные органы и суды.
— Для каждого конкретного случая будет свой сценарий размещения объявлений, ведь расходы ложатся на клиента-кредитора, все зависит от его бюджета, — добавляет собеседник «Известий». — Если у клиента нет средств на достойные площадки, могут быть задействованы газеты бесплатных объявлений.
Кроме того, речь идет не только о самих объявлениях, но и о выплатах вознаграждения информаторам. Его размер будет зависеть от суммы долга. Если он достигает 3–4 млн рублей, то информатор может получить 100 тыс. рублей. Если сумма долга небольшая (100–200 тыс. рублей), то откликнувшимся на объявления можно будет предложить более скромное вознаграждение — например, перевести некую сумму на  телефон. Шкала вознаграждений будет вырабатываться на практике. Первый должник, за которого готовы заплатить, уже определился — это девелоперская компания «Дон-строй».
По словам Жданухина, у новой методики взыскания корпоративных долгов есть западные аналоги. Так, например, подобная схема применяется в США. 

Собеседник «Известий» отметил, что коллекторы задумались о переходе на эту методику, после того как опробовали создание сайтов-визиток неплательщиков.
Сама методика была опробована успешно — первые должники, на которых были созданы визитки, деньги вернули, но есть определенный риск, что коллекторские агентства столкнутся с предъявлением исков о защите персональных данных, говорит Жданухин. Передача кредитором персональных данных должника должна осуществляться с письменного согласия последнего, этого сейчас требует закон.
Эксперты, опрошенные «Известиями», предвидят большие проблемы и при реализации новой схемы.
— Воздействие на должника таким способом малоэффективно и может быть использовано только в комплексе, — считает председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Вряд ли можно будет таким образом получить существенную информацию об имуществе должника, его долгах, проблемах. К тому же затраты на размещение объявлений могут перекрыть возможный эффект. Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в некоторых случаях граждане могут предоставлять сведения о должниках бесплатно, например из чувства мести.
Руководитель отраслевого отделения коллекторских агентств «Деловой России» Александр Федоров указал, что при наличии решения суда о признании компании должником сам факт размещения подобных объявлений не будет противоречить действующему законодательству, поскольку все решения судебной инстанции признаны публичными. Однако к ответственности коллекторские агентства могут быть привлечены на стадии получения ими дополнительной информации о должнике, если она будет предоставлена незаконным способом — например, являясь банковской или врачебной тайной, указал Федоров.
Такую же точку зрения высказал Денис Быков, управляющий партнер московского офиса МЮГ AstapovLawyers.
— Если это будет сбор персональной закрытой информации, то такие действия вступают в противоречие с рядом  законодательных актов, — считает он.
— Коллекторам нужно четко понимать, что если им будет предоставлена конфиденциальная информация, нарушающая права юридических лиц (коммерческая, служебная, государственная тайна, тайна частной жизни), то как само ее получение, так и ее использование могут повлечь за собой не самые приятные последствия, в том числе уголовное преследование, — подчеркивает собеседник «Известий». — Следовательно, если распорядиться этой информацией неграмотно, эффект будет прямо противоположным ожидаемому: и использовать нельзя (так как это незаконно), и из преследователя можно превратиться в жертву.

— Очевидно, что за публикацией таких объявлений будет прослеживаться негативный репутационный шлейф компании-должника, и, возможно, это будет способствовать взысканию задолженности с конкретного юридического лица, ведущего хозяйственную деятельность, — говорит замгендиректора компании «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Терехова. — Однако встает вопрос о целесообразности массового применения подобной инициативы. Размещение объявлений в СМИ, в интернете и на билбордах может не оправдать ожидаемых доходов от взыскиваемой суммы. Судя по всему, такой метод можно считать эффективным лишь при взыскании крупных сумм задолженности на ранних сроках просрочки.

http://izvestia.ru/news/544457

Назад к списку публикаций