Новости компании

10 Октября 2016

Объем задолженности населения за ЖКХ за год вырос на 10% и достиг 275 млрд. рублей

Объем задолженности населения за услуги ЖКХ за год вырос на 10% и на текущий момент достиг 275 млрд. рублей. Таким образом, темпы роста сократились и данная тенденция является следствием введения государством пени за просрочку. Однако по-прежнему около 10% граждан (собственников жилья) относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ.
В общей сумме россияне должны различным организациям (банкам, телекоммуникационным компаниям, страховым компаниям, организациям ЖКХ, МФО) более 1,3 трлн. рублей, из них долги ЖКХ занимают второе место – с долей 22%.
Самые большие по объему долги в сегменте сформировались по платежам за такие услуги, как тепло, вода и электроэнергия. Так, например, Дальневосточный, Сибирский и Уральский федеральные округа относятся к регионам с низким уровнем газификации, что значительно увеличивает расход электроэнергии, следовательно, и средний счет за коммунальные услуги там намного выше, чем в целом по стране. Кроме того, более 60% регионов России (Республика Якутия, Иркутская область, Чукотский автономный округ, Камчатский край, Новосибирская область, Красноярский край и ряд других) находятся в зоне суровых климатических условий – длительность отопительного сезона доходит в некоторых из них до 9 месяцев и характеризуется высоким уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов - все это непосредственным образом влияет на уровень задолженности.
В то же время регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов находятся в благоприятной климатической зоне, способствующей применению солнечной и тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения. Высокая степень газификации субъектов округа также объясняет широкое распространение среди населения газовых приборов для нагрева воды - это позволяет полностью отказаться от центрального горячего водоснабжения. Что естественным образом влечет увеличение расхода газа и холодной воды и, как следствие, увеличение задолженности именно по данным видам предоставленных услуг.
Динамика накопления просроченной задолженности в южных регионах обладает специфическими особенностями, связанными с превалированием сезонного типа занятости в курортных городах, – около 80% трудоспособного населения имеют непостоянный заработок. Порядка 15-20% трудоспособного населения этих регионов в зимний период уезжают в крупные города в поисках работы. Эта категория населения характеризуется либо наращиванием долга в течение года и его единоразовым погашением в преддверии нового отопительного сезона, либо неоплатой услуг ЖКХ в зимний период по причине отсутствия финансовой возможности и частичной оплатой в начале туристического сезона, когда их заработок возобновляется.
Кроме того, причинами роста задолженности населения в России за коммунальные услуги стала совокупность таких важных факторов:
- отсутствие восприятия услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который надо платить.
- задержка платежей из-за забывчивости собственников. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более 2-х квартир, в одной из которой никто не проживает (например, была куплена в инвестиционных целях). Эта причина чаще всего встречается в крупных городах с населением более 1 млн. человек: Москва, Новосибирск, Краснодар, Красноярск, Санкт-Петербург и другие крупные города.
- отсутствие собственника по месту жительства, которые ехали на заработки в столицу или более крупный город округа. Таким образом, у них нет стимула оплачивать услуги ЖКХ в срок и в полном объеме – риск остаться, например, без водоснабжения их не пугает.
Стоит отметить, что введение пени за просрочку оказал непосредственное положительное влияние именно на эти две последние категории.
- нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). И в ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно имеют место. Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить. На непрозрачность при составлении квитанций во втором квартале этого года сетовал почти каждый пятый жилец.
- рост тарифов за коммунальные услуги при снижении реально располагаемых доходов населения. Напомним, что последняя индексация произошла летом - с 1 июля 2016 года владельцы квартир получили квитанции с новыми суммами – в целом по стране увеличение составило 4%.
Наибольшее повышение зафиксировано в Москве (7,5%) и Санкт-Петербурге (6,5%), наименьшее — на Кавказе и в Алтайском крае (3-4 %).
Сохраняющийся рост цен на товары первой необходимости и высокий уровень закредитованности заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов (особенно залоговых), сократив средства, которые планировалось направить на оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2013 года на услуги ЖКХ в России приходилось более 12% всех трат, в 2014 году – уже 14%, в 2015 году – 16%, в 2016-19-20%.
- появление с 2015 году в субъектах федерации в извещениях жителей многоквартирных домов (вне зависимости от возраста самих домов) строки об обязательных платежах за капитальный ремонт, добавленная на основании поправок в Жилищный Кодекс (271-ФЗ). Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать около 20% (то есть практически каждый пятый) собственников жилья.
- снижение реально располагаемых доходов населения и рост безработицы – на сегодня в России ее уровень достиг 5,2%. Самый высокий показатель зафиксирован в СКФО – 10,3%, СФО – 7,7%, ЮФО – 6,5%, ДФО – 5,7%, далее идут УФО – 5,7%, СЗФО – 4,6%, ПФО – 4,7%, ЦФО – 3,4%. При этом доходы снизились на 5%.
Стоит отметить, что доля тех, кто ссылается на финансовые трудности и потерю работы, выросла за последние месяцы на 30%.
Портрет неплательщика за услуги ЖКХ выглядит в среднем так: женатый мужчина 40-45 лет со средним или средне специальным образованием, средняя сумма долга составляет 25-32 тыс. рублей; разведенная женщина 45 лет, одна воспитывает ребенка, средний размер долга - около 30 тыс. рублей.
Доля работающих среднеобеспеченных и обеспеченных должников (то есть способных оплачивать поставленные ресурсы в срок и в полном объеме) достигает 25%, то есть более половины должников в состоянии оплачивать свою задолженность.
Доля малообеспеченных должников не превышает 26%, временно безработных—15%. Процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью не превышает 8%.
Стоит отметить, что если еще 2-3 года назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности не вызывала озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать срочные меры по взысканию задолженности с неплательщиками. В качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышение штрафов.
Государство со своей стороны также принимает меры по борьбе с неплатежами. Так, например, часть россиян с 1 марта может столкнуться с отказом банка выдать им займ - в личную кредитную историю с весны будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги. Эксперты называют эту норму верной и соответствующей международному опыту, который местами бывает еще жестче. Данная новация содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 2014 года N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, в начале 2016 году ввели начисление пени за просрочку - В отношении добросовестного плательщика-гражданина закон предусматривает отмену пени в первый месяц просрочки, в случае просрочки от 31 до 90 дней сохранится размер действующей в настоящее время пени –1/300 ставки рефинансирования, начиная с 91 дня размер пени составит 1/130 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Безусловно, эта мера положительно отразилась на уровне просроченной задолженности, но только среди той категории должников, которые забывают платить вовремя по своей халатности.
Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «От неплатежей конечных потребителей прежде всего страдают непосредственно сами ресурсоснабжающие организации: они не получают достаточные средства для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и т.д. К сожалению, для успешной работы с должниками-физическими лицами им не хватает собственных ресурсов, а также опыта эффективной работы с долгом, поэтому просрочка растет с каждым годом. Однако сейчас на рынке видна тенденция, когда все больше и больше ресурсоснабжающих организаций передает задолженность профессиональным коллекторским агентствам, эффективность работы которых на ранних сроках просрочки достигает 70-80% при взыскании в досудебном порядке».


Назад к списку новостей