Новости компании

24 Марта 2015

Задолженность населения за услуги ЖКХ в Уральском федеральном округе за год выросла на 27% до 35,1 млрд. рублей, по итогам года рост может превысить 30-35%

По аналитическим данным «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», на 01.03.2015 года просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в Уральском федеральном округе достигла 35,1 млрд. рублей, рост за год составил около 27%. Около 10% жителей округа относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ.
На долю округа приходится около 17,3% от всей задолженности за услуги ЖКХ в России, он занимает второе место по объему долга после Центрального федерального округа.
Необходимо отметить, что регионы УФО находятся в зоне суровых климатических условий – длительность отопительного сезона доходит до 9 месяцев и характеризуется высоким уровнем потребления топливно-энергетических ресурсов, все это непосредственным образом влияет на уровень задолженности.
Кроме того, причинами роста просроченной задолженности населения за коммунальные услуги стало сразу несколько совокупных факторов.
Около 15% потребителей-должников в УФО не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который надо платить. В отношении коммунальных услуг у россиян сформирована четкая позиция, которая руководствуется принципом: «Платить в последнюю очередь или не платить вообще».  Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен лозунгами, что все ресурсы – это общее достояние, поэтому платить необязательно. Как это ни удивительно, в сознании значительной доли потребителей – физических лиц устоялось понятие,  что потребленные ресурсы и услуги – это некоммерческий продукт, за который можно и не платить. То есть наступают холода, и батареи должны греть независимо от того, оплачены данные услуги потребителем или нет. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, составляет существенную долю.
Около 10% жителей просто-напросто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более 2-х квартир, в одной из которой никто не проживает (например, была куплена в инвестиционных целях).
В регионах (особенно это касается Свердловской и Челябинской областей) задолженность растет за счет тех, кто временно не проживает на данной жилплощади – собственники уехали на заработки в столицу. Таким образом, у них нет стимула оплачивать услуги ЖКХ в срок и в полном объеме – риск остаться, например, без электричества их не пугает.
Зачастую нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). И в ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно имеют место. Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить.
На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно растут, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране. В 2014 году впервые за 7 лет ситуация несколько изменилась – инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Однако это не улучшило ситуацию, а скорее усугубило и так сложное положение. Резкий рост цен на товары первой необходимости (около 20%) и высокая закредитованность заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов, сократив средства, которые планировалось направить на  оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года на услуги ЖКХ в УФО приходилось более 8% всех трат, в 2013 году – уже 11,5%, в 2014 году – около 13%. Вполне возможно, что по итогам года данный показатель составит 15-20%.
В качестве еще одной весомой причины неоплаты услуг ЖКХ можно назвать появление с недавнего времени в регионах Уральского федерального округа в извещениях жителей многоквартирных домов (вне зависимости от возраста самих домов) строки об обязательных платежах за капитальный ремонт, добавленная на основании поправок в Жилищный Кодекс (271-ФЗ). Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать около 25-35% собственников жилья. Кроме того, в Свердловской области тарифы по данной статье были уже пересмотрены в стороны повышения – с 2015 года они выросли на 34,4% до 8,2 рублей за 1 квадратный метр.
Увеличение объема просроченной задолженности за коммунальные услуги, в том числе, связано с низким доходом населения и начавшей свой рост  безработицей. В 2014 году  уровень безработицы в УФО достиг 6,1%, что превышает показатель в целом по стране на 15%. Самый высокий показатель зафиксирован в Курганской и Свердловской областях – 7,4% и 6,7% соответственно.
На сегодня средняя зарплата в Уральском федеральном округе не превышает 30-32  тысяч рублей, а среди малообеспеченных граждан – не более 20 тысяч рублей. Безусловно, отдавать 15-17% своих доходов (а порой эта доля превышает 20-25%) на оплату коммунальных услуг большинству жителей округа довольно обременительно, а порой просто нереально. Учитывая, что цены на товары первой необходимости неуклонно растут, на оплату ЖКУ остается меньше средств, чем это необходимо.
По прогнозам аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», коммунальная задолженность населения в Уральском федеральном округе в ближайшее время будет увеличиваться. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране (безработица, рост задолженности по заработной плате, снижение заработной платы, инфляция и т.д.), уровень задолженности по итогам года может продемонстрировать рост в 30-35%.
Если говорить о причинах возникновения задолженности за ЖКХ, то согласно статистике 15% должников просто не считают коммунальные ресурсы товаром, подлежащим регулярной оплате, 18% должников недовольны качеством предоставляемых услуг, 20% считают необъективным рост тарифов и не справляются с увеличивающейся нагрузкой по оплате коммунальных услуг, 35% ссылаются на финансовые трудности и потерю работы, 10% забывают платить по счетам вовремя.
Стоит отметить, что доля тех, кто ссылается на финансовые трудности, выросла за последние 6 месяцев на 40%.
Портрет неплательщика за услуги ЖКХ выглядит в среднем так: женатый мужчина 40-45 лет со средним или средне специальным образованием, средняя сумма долга составляет 25-32 тыс. рублей; разведенная женщина 45 лет, одна воспитывает ребенка, средний размер долга - около 30 тыс. рублей.
Доля работающих среднеобеспеченных и обеспеченных должников (то есть способных оплачивать поставленные ресурсы в срок и в полном объеме) достигает 57%, то есть более половины должников в состоянии оплачивать свою задолженность.
Доля малообеспеченных должников не превышает 26%, временно безработных—9%. Процент асоциальных граждан, к которым относятся лица с хронической алкогольной и наркотической зависимостью не превышает 8%.
Стоит отметить, что если еще 2-3 года назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности не вызывала озабоченности со стороны поставщиков ресурсов и управляющих компаний, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо принимать срочные меры по взысканию задолженности с неплательщиками. В качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышение штрафов.
Государство со своей стороны также принимает меры по борьбе с неплатежами. Так, например, часть россиян с 1 марта может столкнуться с отказом банка выдать им займ - в личную кредитную историю с весны будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги.  Эксперты называют эту норму верной и соответствующей международному опыту, который местами бывает еще жестче. Данная новация содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 2014 года N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, в 2015 г. могут вырасти штрафы за просрочку оплаты коммунальных услуг в два раза, такие поправки ко II чтению законопроекта направлены в Госдуму РФ.
Неплательщики будут выплачивать управляющим компаниям 17,7% годовых от неоплаченных сумм, проценты начнут начислять с 91-го дня просрочки. Таким образом, пени за просрочку оплаты услуг ЖКХ увеличатся с 1/300 до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ в день, которая на сегодня составляет 8,25%. Поправки в закон будут рассмотрены на ближайшем заседании комитета, а закон могут принять уже весной 2015 г.
Безусловно, эта мера положительно отразится на уровне просроченной задолженности, но только среди той категории должников, которые забывают платить вовремя по своей халатности.
Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «От неплатежей конечных потребителей прежде всего страдают непосредственно сами ресурсоснабжающие организации: они не получают достаточные средства для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и т.д. К сожалению, для успешной работы с должниками-физическими лицами им не хватает собственных ресурсов, а также опыта эффективной работы с долгом, поэтому просрочка растет с каждым годом. Однако сейчас на рынке видна тенденция, когда все больше и больше ресурсоснабжающих организаций передает задолженность профессиональным коллекторским агентствам, эффективность работы которых на ранних сроках просрочки достигает 90% при взыскании в досудебном порядке».

Назад к списку новостей