Новости компании

4 Марта 2015

Задолженность за услуги ЖКХ в Центральном федеральном округе достигла показателя в 49,5 млрд. рублей, прогнозы на будущее неутешительные

По аналитическим данным «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» на 01.03.2015 года просроченная задолженность населения за поставленные коммунальные услуги в Центральном федеральном округе достигла 49,5 млрд. рублей, рост за год составил около 30%. От 8 до 10% россиян относятся к категории хронических неплательщиков за услуги ЖКХ.
Стоит отметить, что ЦФО является абсолютным лидером среди федеральных округов России по уровню просрочки – на его долю приходится 24% всей задолженности за ЖКХ.
Причинами уже традиционного роста просроченной задолженности населения за коммунальные услуги стало сразу несколько совокупных факторов. Однако в зависимости от региона основная причина неплатежей может меняться.
Около 20% потребителей-должников не воспринимают услуги ЖКХ как коммерческий продукт, за который надо платить. В отношении коммунальных услуг у россиян сформирована четкая позиция, которая руководствуется принципом: «Платить в последнюю очередь или не платить вообще».  Такие настроения подогреваются сохранившимися еще с советских времен лозунгами, что все ресурсы – это общее достояние, поэтому платить необязательно. Как это ни удивительно, в сознании значительной доли потребителей – физических лиц устоялось понятие,  что потребленные ресурсы и услуги – это некоммерческий продукт, за который можно и не платить. То есть наступают холода, и батареи должны греть независимо от того, оплачены данные услуги потребителем или нет. Несмотря на кажущуюся комичность подобных сравнений, объем долгов, связанный с нежеланием воспринимать ЖКУ как услугу, подлежащую своевременной оплате, составляет существенную долю.
Около 10% жителей просто-напросто забывают оплачивать коммунальные услуги. В первую очередь, это касается тех, у кого в собственности более 2-х квартир, в одной из которой никто не проживает (например, была куплена в инвестиционных целях). Кроме того, в Москве среди состоятельных граждан заметна тенденция оплаты услуг раз в год, то есть в течение года все приходящие платежки складываются в общий ящик, а в конце года оплачиваются.
В регионах ЦФО (особенно в Тверской, Ярославской и Владимирской областях) задолженность растет за счет тех, кто временно не проживает на данной жилплощади – собственники уехали на заработки в столицу. Таким образом, у них нет стимула оплачивать услуги ЖКХ в срок и в полном объеме – риск остаться, например, без электричества их не пугает.
Зачастую нежелание потребителей оплачивать услуги ЖКХ вызвано несоответствием цены и качества услуг (недостаточный уровень отопления, низкая температура воды из горячего крана и т.п.). И в ряде случаев нарушения нормативов со стороны компаний, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, действительно имеют место. Но нередки ситуации, когда потребители просто не понимают, из чего складывается цена на те или иные услуги ЖКХ, считают их несправедливо завышенными и также перестают платить.
Так, например, в Воронежской, Брянской, Ивановской, Костромской, Орловской областях жители регулярно жалуются на неудовлетворительное качество оказываемых услуг, начиная с чистоты в подъезде и заканчивая "грязной" водой в кране. Обратившись несколько раз в соответствующий орган и не получив никакого ответа, они в качестве протеста просто перестают платить.
На протяжении последних нескольких лет тарифы за коммунальные услуги стремительно растут, в несколько раз опережая темпы роста уровня инфляции в стране. Как видно из графика, в 2014 году впервые за 7 лет ситуация несколько изменилась – инфляция обогнала показатели по росту тарифов за ЖКХ. Однако это не улучшило ситуацию, а скорее усугубило и так сложное положение. Резкий рост цен на товары первой необходимости (около 20%) и высокая закредитованность заставили граждан увеличить долю расходов на текущие покупки и обслуживание кредитов , сократив средства, которые планировалось направить на  оплату услуг ЖКХ. Тем не менее, из года в год именно жилищно-коммунальные платежи остаются одной из самых заметных статей расходов населения. По итогам 2012 года на услуги ЖКХ приходилось более 9% всех трат, в 2013 году – уже 11,5%, в 2014 году – около 13%. Вполне возможно, что по итогам года данный показатель составит 15%.

В качестве еще одной весомой причины неоплаты услуг ЖКХ можно назвать появление в прошлом году в ряде регионов Центрального федерального округа в извещениях жителей многоквартирных домов (вне зависимости от возраста самих домов) строки об обязательных платежах за капитальный ремонт, добавленная на основании поправок в Жилищный Кодекс (271-ФЗ). Этот факт вызвал недовольство со стороны граждан, и на текущий момент капремонт отказываются оплачивать около 10-15% собственников жилья.
В ряде областей, например, в Воронежской, Смоленской области количество отказов достигает 50%, во Владимирской – 60%.  
Увеличение объема просроченной задолженности за коммунальные услуги, в том числе, связано с низким доходом населения и начавшей свой рост  безработицей. В 2014 году  уровень безработицы в ряде регионов ЦФО на 10-15% превышает средний показатель по стране. Например, в Смоленской области уровень безработицы достиг 6%, в Орловской области – 5,5%, в Тверской области – 5,2%, в Брянской области – 5%. Не лучшим образом складывается ситуация и с доходами населения. Реально располагаемые доходы населения в ЦФО по итогам 2014 года уменьшились на 0,5% (в 2013 году рост составил 3%) при инфляции в 11,4%.
На сегодня средняя зарплата в Приволжском федеральном округе не превышает 24,7 тысяч рублей. Безусловно, отдавать 15-17% своих доходов (а порой эта доля превышает 20-25%) на оплату коммунальных услуг большинству жителей Приволжского федерального округа довольно обременительно, а порой просто нереально.
По прогнозам аналитиков «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН», коммунальная задолженность населения в Центральном федеральном округе в ближайшее время будет увеличиваться. Учитывая сложившуюся макроэкономическую ситуацию в стране (безработица, рост задолженности по заработной плате, снижение заработной платы, инфляция и т.д.), уровень задолженности по итогам года может продемонстрировать рост в 25-30%.
Если говорить о причинах возникновения задолженности за ЖКХ, то согласно статистике 22% должников просто не считают коммунальные ресурсы товаром, подлежащим регулярной оплате, 18% должников недовольны качеством предоставляемых услуг, 15% считают необъективным рост тарифов и не справляются с увеличивающейся нагрузкой по оплате коммунальных услуг, 35% ссылаются на финансовые трудности и потерю работы, 10% забывают платить по счетам вовремя.
Стоит отметить, что доля тех, кто ссылается на финансовые трудности, выросла за последние 6 месяцев на 40%.
Портрет неплательщика за услуги ЖКХ выглядит в среднем так: женатый мужчина 40-45 лет со средним или средне специальным образованием, средняя сумма долга составляет 25-32 тыс. рублей;
разведенная женщина 45 лет, одна воспитывает ребенка, средний размер долга - около 30 тыс. рублей.
Доля работающих среднеобеспеченных и обеспеченных должников (то есть способных оплачивать поставленные ресурсы в срок и в полном объеме)—57%, то есть большая часть.
Доля малообеспеченных должников не превышает 26%, временно безработных—9%. Процент асоциальных граждан, к которым относятся хронические алкоголики и наркоманы, стоящие на учете, не превышает 8%.
Стоит отметить, что если еще 2-3 года назад проблема постоянно увеличивающейся задолженности ни правительство, ни управляющие компании особо не волновала, то сейчас пришло четкое понимание, что необходимо применять меры, ведя постоянную борьбу с неплательщиками. Так, например, сейчас есть несколько вариантов решения проблемы неплатежей:   обращение в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключение ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокировка канализации, начисление пеней, повышение штрафов.
Государство со своей стороны также принимает меры по борьбе с неплатежами. Так, например, часть россиян с 1 марта может столкнуться с отказом банка выдать им займ - в личную кредитную историю с весны будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги.  Эксперты называют эту норму верной и соответствующей международному опыту, который местами бывает еще жестче. Данная новация содержится в Федеральном законе Российской Федерации от 28 июня 2014 года N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Также в правительстве обсуждаются идеи по запрету регистрировать сделки с недвижимостью. Обсуждается также распространение запрета и на другие госуслуги, например, на выдачу должникам водительских удостоверений.
В свою очередь, управляющие компании, ТСЖ, ЖК и ЖСК стали активно сотрудничать с коллекторскими агентствами. Доля проблемной задолженности населения за ЖКХ в ЦФО, поступившей в работу коллекторским агентствам, оценивается в пределах 8-10%. Основная ее масса передается по агентской схеме.
Средний долг за услуги ЖКХ на домохозяйство в Центральном федеральном округе составляет около 3 751 рублей.
Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «От неплатежей конечных потребителей прежде всего страдают непосредственно сами ресурсоснабжающие организации: они не получают достаточные  средства для компенсации понесенных затрат, на их балансе отсутствуют деньги для модернизации старого оборудования и т.д. К сожалению, для успешной работы с должниками-физическими лицами им не хватает собственных ресурсов, а также опыта эффективной работы с долгом, поэтому просрочка растет с каждым годом. Однако сейчас на рынке видна тенденция, когда все больше и больше русурсоснабжающих организаций передают задолженность профессиональным коллекторским агентствам, эффективность работы которых достигает 90% в досудебном порядке».

Назад к списку новостей