Новости компании

2 Июля 2014

10-летие коллекторского рынка в России: как менялся бизнес и отношение к нему

Рынок коллекторских услуг в России в этом году отмечает своё десятилетие. В 2004 году, когда в нашей стране были зарегистрированы первые компании, профессионально занимающиеся возвратом долгов, о коллекторах не знал практически никто.  Однако за прошедшие годы ситуация коренным образом изменилась.
В опросе приняли участие более 1400 человек, примерно в равных частях мужчины и женщины. Возраст 75% опрошенных не превышает 45 лет, т.е. это представители самой социально активной части населения. Свыше 80% респондентов - люди с высшим или неоконченным высшим образованием. Более 60% респондентов имеют семьи. 68% являются банковскими заемщиками, т.е. постоянно или периодически пользуются кредитами. Географически опрос охватил все регионы страны. Наивысшую активность проявили жители Центрального, Южного, Сибирского и Приволжского федерального округов.
По итогам опроса подавляющее большинство респондентов (96%) знают, что предметом деятельности коллекторов является взыскание долгов. Причем лишь половина опрошенных сталкивалась с коллекторами лично – либо в силу профессиональной деятельности (25%), либо при погашении собственных  долгов (23,3%), остальные с коллекторами никогда не контактировали. Таким образом, даже  среди незаинтересованных граждан узнаваемость рынка коллекторских услуг находится на высоком уровне. Этот факт свидетельствует о том, что коллекторский бизнес стал неотъемлемой частью финансового рынка России, динамично развивается, в том числе, в регионах, и активно освещается в СМИ.
Столь же высокий уровень осведомленности респонденты продемонстрировали в вопросе о методах взыскания задолженности коллекторами. В лидерах ответов - телефонные переговоры (88%), письменные уведомления и СМС (около 70%),  личные переговоры с должником (67%). Наряду с этими цивилизованными способами взыскания половина опрошенных указывают также и на силовые методы. Это говорит о том, что среди наших граждан до сих пор бытует стереотип о коллекторах как о людях, занимающихся «выбиванием» долгов. Формированию такого стереотипа в немалой степени способствует деятельность т.н. «серых» коллекторов, которые, используя в своей работе недопустимые методы взыскания, дискредитируют профессиональные агентства. Изменить ситуацию помогло бы принятие закона о коллекторской деятельности.
В целом итоги опроса демонстрируют лояльное отношение наших граждан к отрасли. И если еще несколько лет назад о коллекторах мало кто что-то мог сказать, то сегодня у людей появилось четкое понимание, что коллекторы нужны, что они помогают решать долговые проблемы, а их деятельность способствует оздоровлению финансового климата страны и способствует повышению финансовой грамотности населения. В совокупности такую точку зрения разделяет почти половина принявших участие в опросе. И тот факт, что за десять лет коллекторский бизнес стал не просто узнаваем, а к нему сформировалось в обществе своё отношение, пусть не всегда однозначное, уже является хорошим результатом для дальнейшего развития рынка.
Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «Отрадно видеть, как меняется отношение общества к коллекторскому рынку. Еще даже 5 лет тому назад мало кто смог бы объяснить, чем занимаются коллекторы. В лучшем случае вспомнили бы про стереотипное, оставшееся еще с начала 90-х «выбивание долгов» с использованием набивших оскомину всем профессиональным коллекторам «бит и утюгов». Сегодня же у экономически активных россиян появилось понимание необходимости и важности этой деятельности. Надеюсь, что дальнейшее регулирование коллекторского рынка окончательно очистит его от некоторых сомнительных компаний, повысит профессионализм его участников и осознание обществом значимости данной деятельности для стабильности финансового рынка России».

Назад к списку новостей