Новости компании

25 Июня 2014

Доля подержанных автомобилей, взятых в кредит растет вместе с просроченной задолженностью

Традиционно сезон весна-лето на протяжении последних лет у россиян был временем покупки нового автомобиля. 2014 год стал исключением и ознаменовался резким снижением спроса на новые машины – продажи падают каждый месяц. Так, по данным АВТОСТАТ, по итогам первых пяти месяцев рынок упал на 12%, по итогам года ожидается - 8%.
Однако столь удручающая ситуация оказала свое положительное влияние на рынок продаж подержанных автомобилей как за наличные, так и в кредит, - ожидается, что рост в данном сегменте составит около 10% по отношению к прошлому году.  
Сложившуюся ситуацию можно объяснить рядом причин.  
Рынок купли-продажи подержанных автомобилей развивается циклически: чем больше новых автомобилей было куплено, тем больше появится на рынке через 3-5 лет (именно такой средний возраст авто в России). Следовательно, сейчас на вторичном рынке представлены машины 2009-2011 года, когда был зафиксирован рост продаж новых машин.
Данная причина является традиционной и вполне ожидаемой, в свою очередь, столь резкому росту рынка б/у именно в этом году поспособствовало увеличение стоимости новых автомобилей (в 2014 году подорожание может составить более 15% к уровню прошлого года). Поэтому россияне вынуждены рассматривать предложения на «вторичке», где цены растут в разы медленнее (не более 7% в год).  Еще одним фактором стало завершение государственной программы субсидирования потребительских кредитов на покупку новых автомобилей, которая действовала в прошлом году и распространялась на автомобили стоимостью не выше 750 тыс. рублей.
По итогам 2014 года ожидается, что на территории России будет зарегистрировано более 6,1 млн. подержанных автомобилей (в 2013 – 5,6 млн., в 2012 – 5,4 млн.). Вместе с продажами машин на вторичном рынке растет и спрос на заемные средства для осуществления покупки.
Если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, в 2013 году – уже 15%, то в 2014 году прогнозируется увеличение доли до 18%.
Рост востребованности кредитов на подержанные автомобили вполне объясним: многие россияне стали отдавать себе отчет в том, что выезжая из ворот автосалона, машина тут же теряет в цене 15-40%  в зависимости от марки и модели, и, чем дороже авто, тем больше потери в относительном выражении. Поэтому покупка 2-3-летнего авто (как правило, иностранного производства) в хорошем состоянии в кредит является для многих оптимальным вариантом: сумма заемных средств меньше, ежемесячный платеж в разы отличается от выплат за новый, срок кредита в среднем 3 года против 5 лет на автомобиль с «нулевым» пробегом.
Нельзя также не учитывать и менталитет существенной части россиян, для  которых статусная машина, пусть даже и не новая, является одним из предметов жизненной необходимости, а позволить себе новую у них не хватает материальных средств, а банки не рискуют, особенно сейчас, кредитовать таких заемщиков на большие суммы, превышающие 1 млн.рублей.
Как показывает статистика, наиболее часто на вторичном рынке покупают именно в кредит автомобили иностранного производства стоимостью выше 600 тысяч рублей:  Volkswagen Passat, Mercedes-Benz С-класса, BMWX5, ToyotaCamry.  Стоит заметить, что цена новых машин данного класса варьируется от 1 до 4 млн.рублей.
Практика продажи подержанных авто в кредит весьма распространена и пользуется большим спросом на Западе, где банки активно выдают ссуды на такую покупку, ведь у любого транспортного средства есть стоимость – следовательно, предмет залога присутствует. В свою очередь, российский заемщик зачастую отдает предпочтение не специальному предложению от банка в сегменте автокредитования, а пользуются обычным потребительским кредитом (деньги наличными).  В первую очередь, это связано с тем, что беря именно автокредит, пусть и на поддержанный автомобиль, заемщик обязан оформить КАСКО, стоимость которого составляет в среднем 10% от стоимости ТС.
Безусловно, с ростом рынка кредитования подержанных авто растет и объем просроченной задолженности – по итогам первого полугодия 2014 года данный показатель составит более 7,3 млрд. рублей против 5,2 млрд. рублей за аналогичный период прошлого года (+42%).
На сегодня доля просрочки в данном сегменте составляет 2,9% (в прошлом году – 2,7%). Напомним, что по новым ТС на долю задолженности приходится 4%.Увеличение просроченной задолженности связано с рядом макроэкномических факторов: ухудшение финансового положения населения в 2014 году (доходы населения выросли всего на 3,3% при росте инфляции более 7%), ростом безработицы (5,2% против 4,9% в 2012 году).
Населению стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне роста обшей закредитованности (средний показатель по стране составляет 1,3 – 1,4 кредита на должника, максимальный - 17 просроченных кредитов разным банкам).
Кроме того, увеличилась в среднем доля ежемесячного дохода, которая идет на их оплату (показатель DTI  - отношение долга к доходам). Если в прошлом году она была на уровне 35-40%, то сейчас в отдельных сегментах необеспеченного розничного кредитования она находится на уровне 45% (критическим считается показатель в 50%).  Среди проблемных регионов, в которых процент задолженности выше, чем у остальных, числятся Кемеровская, Московская, Новосибирская, Ростовская и Свердловская область, а также Татарстан и Краснодарский край. В свою очередь, Москва и Санкт-Петербург лидируют по данному показателю в сегменте новых авто.
Следствием ухудшения ситуации с платежеспособностью и закредитованностью населения, более внимательного подхода банков к вопросу просрочки является увеличение данного сегмента в портфеле коллекторских агентств. На сегодня на общую долю автокредитов приходится около 14% (из них на б/у – 3%), в 2012 году данный показатель был на уровне 10% (из низ б/у – 2,1%).  
Президент «СЕКВОЙЯ КРЕДИТ КОНСОЛИДЕЙШН» Елена Докучаева: «Рост просроченной задолженности в сегменте автокредитования обусловлен тем, что на фоне снижения темпов роста рынка кредитования (28,5% в 2013 году против роста в 40,4% по итогам 2012 года) происходит вызревание просроченной задолженности по кредитам, выданным в 2012- начале 2013 года, когда банки вели менее жесткую политику выдачи кредитов. Сейчас многие банки изменили стратегию выдачи и качество портфеля «молодых кредитов» заметно улучшилось. Такие изменения дают возможность коллекторам работать не только на взыскание денежных средств, но и увеличивают вероятность взыскания большей суммы за счет реализации транспортного средства, что особенно актуально, когда речь идет уже далеко не о новом автомобиле».

Назад к списку новостей